Поисково-экспериментальная деятельность в младшем дошкольном возрасте

23.07.2019, 434 просмотра.

Подготовили: Воротникова М.А., педагог

Анисимова Н.С., педагог

Для детей младшего дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игровой деятельностью является ведущим видом деятельности. Дети легко включаются в совместную с взрослым практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами.

С 15 по 19 июля в первой младшей группе "Василек" (педагоги: Анисимова Н.С., Воротникова М.А.) прошел день поисково - экспериментальной деятельности. Педагоги предложили детям стать капитанами кораблей и отправиться в путешествие, где они узнают много нового и интересного.

Первое, с чем дети познакомились в своем путешествии – это вода. Узнали, что вода без запаха, что вода не имеет собственного вкуса (опыт «Какой вкус у воды?»), но может принимать вкус некоторых растворённых в ней веществ, развивали вкусовые ощущения, меняет окраску при растворении в ней различных веществ (опыт: «Как вода меняет цвет?»), может быть прозрачной (опыт: «Почему вода прозрачная?»), может склеивать бумагу, может быть собрана различными предметами – губкой, пипеткой, резиновой грушей, салфеткой (опыт: «Как вода гулять отправилась»).

Продолжив путешествие дети познакомились с таким явлением как морская пена, изготовили свою пену (опыт:"Мыльные пузыри"), выполнили дыхательное упражнение для выдувания мыльных пузырей, развивали речь.

Описание опыта «Мыльные пузыри»: наливаем в стаканчик мыльный раствор и опускаем в него трубочку, начинаем дуть. «Что вы слышите? (бульканье). «Почему слышен такой звук?» - «Мы дуем в трубочку, в воду проникает воздух!». «Что выдувается из трубочки?» - «Пузыри!». « Почему выдуваются пузыри?» - «Воздух попадает в мыльный раствор и получается пузырь!». «Откуда взялся воздух?» - «Мы его выдохнули из себя!».

Третье, что встретилось детям в путешествии – это ветер. Порассуждали о воздухе; познакомились с таким его свойством, как невидимость (опыт «Что в пакете?»).

Еще одно свойство воздуха – движение (движение воздуха - это ветер), попробовали самостоятельно создать ветер, различать его силу (дули сильно и слабо, опыт: «Как заставить лодочку плыть?»). Наглядно убедились, что воздух может перемещать легкие предметы, такие как лист бумаги, песок, узнали, что есть такое природное явление как песчаная буря (опыт«Иллюстрация песчаной пустыни»).

Описание опыта «Иллюстрация песчаной пустыни»: перед каждым ребенком банка с песком. Песок в банке - это личная пустыня ребенка. Дети дуют в банку, через трубочки. Что с ним происходит? Сначала появляются волны как в миске с водой, а затем песок перемещается в другое место, потом появляется песчаный холмик. Такие холмы можно встретить в пустыне, они называются барханами. Если дуть сильнее, то получается настоящая песчаная буря.

Организация поисково-экспериментальной деятельности с младшими дошкольниками очень действенный прием в познании окружающего мира. Подобные опыты легко и просто осуществить с детьми в семейном кругу, с пользой и удовольствием организовывая свой досуг.