Устное народное творчество, как средство формирования речемыслительной деятельности детей в коррекционно-логопедической работе

11.03.2019, 764 просмотра.

Подготовила:

учитель – логопед Рахманова М.Ж.

«… Едва ли можно найти материал более близкий,

затрагивающий интересы и потребности детского возраста

и поэтому самый занимательный, чем тот, который связан

с детским бытом, с повседневной детской жизнью,

который возник, и вырос и развился из исканий

высокой радости детской народной массы.

Это детский фольклор»

Г.С. Виноградов

Устное народное творчество неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Вобрав в себя исторический опыт многих поколений, фольклор имеет колоссальное не только воспитательное, но и коррекционное значение. Малые фольклорные формы, представляют собой продуктивные структурно-лингвистические единицы языка, демонстрируют особую живучесть и востребованность ,с их помощью можно решать проблемы социализации детей дошкольного возраста. Сегодня одной из самых актуальных задач является показ красоты русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, колядках, обрядах; формирование у детей интереса к детскому фольклору, русской народной культуры.

Дошкольникам с общим недоразвитием речи характерен бедный словарный запас, несформированность грамматической системы, неразвитость связной речи. Для преодоления имеющихся проблем целесообразно использовать в коррекционной работе малые фольклорные формы, как средство формирования речемыслительной деятельности детей, обогащения и уточнения словарного запаса, улучшения понимания речи окружающих за счёт знакомства с образностью и многозначностью родного языка.

Включение малых жанров фольклора: потешек, пословиц, поговорок, частушек, небылиц, загадок, народных подвижных игр, пальчиковых игр, русских сказок помогает развивать у детей фонематический слух, так как в них используется особое сочетание звуков, исправление неправильного звукопроизношения, развитие интонационной выразительности, преодоление нарушений слоговой структуры слов, лексико-грамматического строя, развитие связной речи, мелкой моторики рук. 

В настоящее время мы можем наблюдать процесс упрощения русского языка, исчезновение его красоты и образности. Речь ребенка во многом зависит от речи взрослого, речевая модель перенимается еще с младенчества, но ведь зачастую сами взрослые не имеют богатого речевого запаса. Родители в современности имеют огромный выбор художественной литературы по речевому развитию детей, методические разработки ведущих педагогов, при этом игнорируя ценность развития речи посредством народного фольклора с веками накопленной программой естественного и полного развития речи. Ребенок больше времени проводит перед телевизором и компьютером, при этом развитие речи затрудняется. Поэтому произведения русско-народного фольклора практически не используются с раннего детства, не говоря уже о старших дошкольниках. В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных из иностранных языков терминов, что угрожает русскому языку, а значит и культуре.
Поэтому проблема внедрения в речь детей малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость. Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.
При использовании разных средств (артикуляционная гимнастика, игры, упражнения для мелкой и общей моторики, пальчиковая гимнастика), большое внимание хочется уделить этапу закрепления и автоматизации звуков. А именно, произношение стихов, потешек, рифмованных строк, насыщенных определенным звуком, отгадывание загадок, повторение чистоговорок.
Например, чистоговорки - шутки (юмористические чистоговорки) с преднамеренной ошибкой.

Игра: «Исправь ошибку»
- Сы-сы-сы-сы, у синички есть усы. (У синички усов нет. А у кого они есть? Какое слово заблудилось? У котенка есть усы, у бельчонка есть усы, у тигренка есть усы – придумайте разные правильные варианты чистоговорки).

- Су-су-су-су, я котеночка пасу. (Нет, котеночка не пасут. Нужно сказать по-другому: я теленочка пасу, или я ягненочка пасу).

Отвечалки – повторялки со звуком «с»

Приведу пример отвечалок, придуманных известным логопедом Т. А. Ткаченко. Много разных отвечалок - повторялок есть в ее книгах из серии «Правильно произносим звуки». Во время отвечалок – повторялок приучаем ребенка следить за правильным произнесением звуков. Можно сразу же давать ответ к вопросу в отвечалке — повторялке, а лучше всего дать задание догадаться, как нужно ответить на вопрос. Правило – в слове ответа должен быть звук «с» и это слово должно рифмоваться.

  • Я кому даю две миски? Киске, киске, киске, киске.

  • Ливень льет куда с небес? В лес, в лес, в лес, в лес.

  • Кто к дивану тапки нёс? Пёс, пёс, пёс, пёс.

  • Что ты сам допить не смог? Сок, сок, сок ,сок.

Произносить скороговорки, например:
«Проворонила ворона вороненка» и «Дарья дарит Дине дыни», интонацией передавая разное отношение к случившемуся:
- констатация факта
- сожаление
- радость
- злость
- удивление.
Большое внимание стоит уделить работе над пословицами и поговорками
Пословицы и поговорки - меткие выражения, в короткой форме выражающие мудрые мысли. Многие пословицы состоят из двух соразмерных, рифмующихся частей. Пословицы, как правило, имеют прямой и переносный смысл (мораль). Пословицы отличаются от поговорок более высоким обобщающим смыслом.
Здесь подобранны пословицы к рассказам и сказкам (Сказка «Лиса и журавль» - пословица «Как аукнется, так и откликнется»; при сочинении сказки «Как ежик выручил зайца» - пословица «Сам погибай, а товарища выручай», басня Л.Толстого «Белка и волк» - пословица «Сам себя губит, кто других не любит», Сказка «У страха глаза велики» - пословицы «Страх силу отнимает», «У страха глаза, как плошки, а не видят ни крошки».

Можно устраивать для детей просмотры мультфильмов, к которым легко подобрать пословицы. Например, мультфильм «Мороз Иванович», в нем говорится о труде и трудолюбии: «Любишь кататься – люби и саночки возить»
«Цветик - семицветик» (пословицы о дружбе)
«Мама для мамонтенка» (о семье, о матери)
На примере экранизации басни Крылова «Ворона и лисица» можно познакомить детей с фразеологизмом «Слушать, развесив уши».

В мультфильме «Стрекоза и муравей», мы наблюдаем, как готовятся к приходу зимы звери, насекомые. К мультфильму можно подобрать пословицы о труде: «Кто не работает, тот не ест», «Без труда не вытянешь и рыбку из пруда», учить детей объяснять их смысл.
С детьми можно проводить различные викторины, например:

«Животные в пословицах и поговорках»
Вопросы для викторины:
1. Какое животное заставляет трудиться?
2. О каком животном говорят, что его ноги кормят?
3. Речной житель, которого горе красит?
4. Кто уцелеет, если волки сыты?
5. У кого молоко на языке?
6. Какое животное не знает правил этикета?
7. Жадина на сене?
8. Какое животное можно назвать хвостатой сплетницей?
9. Недруг для свиньи?
10. Придворная  кормилица?
11. Куриный счетовод?
12. Колючая угроза для медведя?
13. Соловьиные конкуренты, живущие в болоте?
14. Горный свистун?
15. Хищник в каракулевой шубе?
16. Птицы, не поющие дуэтом?
17. Разумная альтернатива журавлю?
18. Птица, умеющая писать?
19.  «Природный материал» для изготовления слона?
20.  Эксперт по новым воротам?

Ответы:
1. Без труда не вынешь и рыбку из пруда.
2. Волка ноги кормят.
3. Горе одного только рака красит.
4. И волки сыты, и овцы целы.
5. Молоко у коровы на языке.
6. Посади свинью за стол - она и ноги на стол.
7. Собака на сене - сама не ест и другим не даёт.
8. Сорока на хвосте принесла.
9. Гусь свинье не товарищ
10. Корова на дворе - харч на столе.
11. Лиса и во сне кур считает.
12. Еж мал, но и медведя из берлоги выживет.
13. Где птиц нет, там и лягушки за соловьёв сходят.
14. Когда рак на горе свистнет.
15. Волк в овечьей шкуре.
16. Два соловья на одной ветке не поют.
17. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
18. Пишет как курица лапой.
19. Сделал из мухи слона
20. Смотрит как баран на новые ворота.

Можно вспомнить с детьми пословицы, поговорки, где встречается число 7. Семь бед – один ответ.

Семеро одного не ждут.

Лук от семи недуг.

За семью морями.

До седьмого пота.

Семь раз отмерь - один раз отрежь.

У семи нянек дитя без глазу.

Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, развивается речь, формируются нравственные привычки. Использование потешек, считалок, чистоговорок, скороговорок даёт хорошие результаты, так как отработка звуков происходит в виде смешной и понятной игры.

В результате работы у детей появляется интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх– потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.

 Следовательно, работа с малыми фольклорными формами позволяет уменьшить у детей количество речевых штампов, способствует активизации когнитивно-речевой деятельности и повышению эффективности коррекционно-логопедической работы.

Таким образом, считаю, что использование произведений детского фольклора в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР способствует освоению родного языка, расширению возможностей развертывать высказывание, логически обосновывать и доказывать собственную мысль.