Детские конфликты. Как взрослым реагировать на конфликт.  

22.12.2022, 120 просмотров.

Детские конфликты. Как взрослым реагировать на конфликт.   

Детские конфликты. Как взрослым реагировать на конфликт.

 

Навык разрешения конфликтов необходим детям для развития взаимоотношений с окружающими. Ребенок, которому трудно справиться с раздражением, скорее всего, спроецирует эту эмоцию на других детей. Конфликт – неизбежная часть отношений, в том числе и в дошкольном возрасте.

Мотивы конфликтов между дошкольниками

Вот какие мотивы чаще всего побуждают детей ссориться и конфликтовать друг с другом.

Мотив обладания. Ребенок хочет здесь и сейчас получить в свое распоряжение игрушку, инструмент или другой предмет. Этот мотив связан с потребностью подражать, и ребенок, видя, как кто-то играет с определенным предметом, хочет сделать то же самое.

Мотив доминирования. Этот мотив проистекает из соперничества между детьми, из стремления к лидерству.

Мотив признания. Он связан с желанием быть замеченным — как детьми, так и взрослыми. Ребенок хочет быть важным, ищет принятия другими людьми.

Мотив достижения. Ребенок хочет добиться успеха, реализовать личные устремления.

Мотив справедливости, уважения к правилам. Ребенок усвоил те или иные правила взаимодействия и ждет, что другие тоже будут действовать в соответствии с ними. Он ревностно следит за соблюдением другими правил и норм.

Мотив проверки собственных сил и способностей. Малыш хочет посмотреть, как отреагирует сверстник в ответ на определенное поведение.

Реакция на конфликты может быть разной

Уже в раннем возрасте дети придерживаются разных стратегий решения разногласий (или ухода от них):

-       компромисс – поиск взаимных уступок, переговоры;

-       конфронтация – конфликт усиливается в надежде, что оппонент отступит;

-    обращение к авторитетам: в детском саду это воспитатель или сверстники, занимающие доминирующее положение в группе; на детской площадке или дома – родители;

-      конфликт также может быть разрешен с помощью жалобы - психологи еще называют ее косвенной вербальной агрессией, потому что один ребенок представляет своего оппонента (другого ребенка) в невыгодном свете в глазах авторитетной фигуры (например, воспитателя).

Конфликты со сверстниками могут вызывать у ребенка враждебность, разочарование, страх межличностных контактов. Но, с другой стороны, конфликт создает условия для обретения навыков межличностной коммуникации, главными из которых являются умение договариваться и искусство компромиссов. И здесь важно оказывать ребенку эмоциональную поддержку, подводить к разрешению спорной ситуации и учить его правильно формировать межличностные отношения.

Как реагировать родителям

Взрослым желательно реагировать на детские конфликты спокойно и всегда поддерживать ребенка в поиске решения. Если перепалка произошла, необходимо разрешить ее таким образом, чтобы свести вероятность повторения ситуации к минимуму. В этом помогут пять шагов со стороны взрослых.

Научить слушать и понимать. В случае ссоры важно разобраться в первопричине конфликта. Попросите каждого участника спора объяснить свои желания, претензии и переживания. При этом обратите внимание каждого ребенка на слова оппонента, чтобы они смогли понять причины поведения друг друга.

Никогда не оставлять конфликт нерешенным. В конфликтной ситуации переключайте внимание малышей, дайте им остыть и только после этого вернитесь к обсуждению проблемы.

Взрослый не может быть заинтересованным лицом в конфликте.  Постарайтесь ни в коем случае не занимать позицию того или иного ребенка - даже если это ваш собственный сын или дочь.

Дайте осмыслить происходящее. Задайте вопросы, которые заставят детей понять смысл случившегося. Как можно было избежать спора? Что нужно сделать, чтобы каждый получил желаемое и не обиделся? Как вы будете вести себя в следующий раз в такой ситуации?

Научите справляться с яростью. Главное – прийти к компромиссу и наглядно показать, что не бывает неразрешимых ситуаций.

Дети неизбежно будут переживать взлеты и падения в отношениях с друзьями, по мере того как они растут и меняются. Но если подготовить их к тому, как справляться с конфликтными ситуациями, они смогут преодолевать их и сохранять дружеские отношения.

 

  Материал подготовила:

Созонова Марина Станиславовна, педагог-психолог