Что такое ОНР?

28.01.2022, 175 просмотров.

Что такое ОНР?

«Что такое ОНР?»

Очень часто многие родители замечают у своих детей только нарушение звукопроизношения и не видят необходимости водить своего ребенка к дефектологу. Зачастую, это только верхушка айсберга. Я подробнее остановлюсь на этом речевом нарушении.

Что такое общее недоразвитие речи (ОНР)?

В настоящее время дошкольники с недостатками речевого развития составляют едва ли не самую многочисленную группу детей с нарушениями развития. Из них больше половины детей имеют логопедическое заключение ОНР — общее недоразвитие речи.

Под термином (ОНР) понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте. Для речи таких детей характерны следующие признаки:

- более позднее начало речи (первые слова появляются в 3-4, а иногда и в 5 лет);

- экспрессивная речь отстает от импрессивной (ребенок понимает обращенную к нему речь, но сам не может озвучить свои мысли);

- дети неправильно согласуют различные части речи между собой, не используют в речи предлоги, затрудняются в словообразовании;

- у детей с ОНР нарушено произношение нескольких или всех групп звуков;

- речь детей с общим недоразвитием речи малопонятна.

Выделяют четыре уровня ОНР

I уровень — у детей полностью отсутствует речь, их словарный запас состоит из «лепетных» слов, звукоподражаний, мимики и жестов;

II уровень — к «лепетным» выражениям добавляется искаженные, однако достаточно понятные общеупотребительные слова. При этом у детей заметно нарушена слоговая структура, а произносительные возможности отстают от возрастной нормы;

III уровень — уже появляется развернутая речь, ребенок может произносить целые фразы, однако присутствуют нарушения фонетико-фонематического и лексико-грамматического характера. Свободное общение с окружающими затруднено, дети могут вступать в контакт только в присутствии близких людей, которые вносят пояснения в их речь;

НВ ОНР (нерезко выраженное общее недоразвитие речи) — наблюдается отсутствие нарушений звукопроизношения, но при этом дети имеют не внятную дикцию, часто путают местами слога и звуки. Не первый взгляд эти недостатки кажутся несущественными, но в итоге затрудняют у ребенка процесс обучения чтению и письму.  

Причины общего недоразвития речи

Среди причин общего недоразвития речи выделяют разнообразные факторы как биологического, так и социального характера. К биологическим факторам относят: инфекции или интоксикации матери во время беременности, несовместимость крови матери и плода по резус- фактору или групповой принадлежности, поражение плода во время беременности (вызванное инфекцией, интоксикацией, кислородным голоданием), послеродовые заболевания ЦНС и травмы мозга в первые годы жизни ребёнка.

Вместе с тем ОНР может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения, может быть связано с недостаточным общением со взрослыми в периоды активного развития речи. Во многих случаях ОНР является следствием комплексного воздействия различных факторов, например, наследственной предрасположенности, органической недостаточности ЦНС (иногда легко выраженной), неблагоприятного социального окружения.

Коррекция речи у детей с ОНР

Общее недоразвитие речи относится к тяжелым нарушениям речи. И исправить это нарушение самостоятельно невозможно. Для таких детей создаются специальные логопедические группы, в которые дети зачисляются на два года, или же как в нашем случае это идет зачисление в пункт коррекционно-педагогической  помощи, и занятия проходят по 2-3 раза в неделю. Коррекционная работа проводится комплексно. В зависимости от периода обучения, учитель-дефектолог ежедневно проводит групповые или подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматического строя, формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте, а также по развитию связной речи, проводятся индивидуальные занятия по коррекции звукопроизношения.

В вечернее время воспитатели могут проводить коррекционную работу по заданию дефектолога, с целью закрепления новых знаний, умений, навыков.

При необходимости, наблюдение осуществляет врач-невропатолог, психиатр, так как у некоторых детей для активизации речевых зон головного мозга и улучшения кровоснабжения применяется медикаментозное лечение, которое необходимо соблюдать.

Часто учитель-дефектолог задает домашнее задание для повторения пройденного материала.

Такая структура коррекционной работы позволяет максимально исправить речевое нарушение и сформировать полноценную гармоничную личность.