Игры, развивающие речь.

02.05.2017, 566 просмотров.

Играем с детьми 4-5 лет.

Развитие речи детей 4 лет будет более эффективным, если как можно больше читать с ребенком, разговаривать с ним, а также играть в развивающие игры.

1. Уменьшаем и увеличиваем. Взрослый даёт задание «Я буду называть слово, а ты уменьши его», например стол-столик, ваза – вазочка, машина-машинка и т.д. Следите, чтобы ребёнок вместо уменьшительного животного не называл его детёнышей. Так, корова-коровка, а не телёнок.

Предложите малышу поменяться ролями. А затем поиграйте в эту игру – наоборот. Вы будете называть уменьшительное слово, а ребенок первоначальное слово. Можно таким же образом, использовать увеличительные суффиксы, например, корова-коровище, заяц-зайчище.

2. Игра схожая с загадками. Вы предлагаете описание слова малышу, а он его должен назвать. Предложите малышу самому подробно описать какой-нибудь предмет, а вы попробуете его отгадать.

3. Игра: опиши, одним словом. Задание схоже с предыдущим, но назвать нужно будет не существительное, а прилагательное. Приведите несколько примеров, чтобы ребёнок понял задание. Котлета из рыбы? (рыбная)
Щётка для обуви? (обувная)

4. Кому что нужно. Родитель называет профессию или животное, а ребёнок должен подобрать слова, что может ему понадобиться. Повар – кастрюля, половник, белка — орехи, грибы. Можно предложить такой вариант задания. Ребенок должен сказать предназначение предмета, который вы загадаете: для чего он нужен человеку или животному. Например, кастрюля, чтобы готовить; градусник – менять температуру и т.д.

5. Как можно узнать… Чтобы развивать речь, память и мышление ребенка, предложите ему такой опрос: Как можно узнать сварилась ли каша? (попробовать) ….. работает ли телевизор? (включить) …. что больше шнурок или пояс? (померять линейкой).

6. Часть – целое. Предложите малышу угадать часть предмета или конструкции. Например, руль — машина, автобус… крыша — … страница — … хвост – … дупло — … Можно поиграть, переходя от общего к частному. Вы говорите предмет, а ребёнок его части. Машина – руль, колесо, …
Дом — … Дерево – Книга — …
Пальто — …

7. Четвертый лишний. Эта игра известна многим. Взрослый предлагаете четыре слова, а ребёнок выбирает «лишнее», не подходящее по признакам в заданный ряд. Для детей помладше можно использовать картинки, подключая зрительную память, поскольку не всякий ребёнок сможет на слух определить неподходящее слово. Начинать лучше с упрощенных заданий.

Вариант 1. Взрослый называет ребёнку слова, относящиеся к определённой тематике. Например, на кухне находятся – стол, кастрюля, кровать, печь. Малыш сразу может определить, что именно находится на кухне и даёт правильный ответ. Признаки, по которым вы будете объединять слова должны быть разнообразны. Это могут быть животные по среде обитания, просто прилагательные, например, холодный, горячий, тяжёлый и прохладный.

Вариант 2. Назовите не четыре слова, а три, но уже без определённого признака. Пусть ребёнок попробует догадаться.

Игры на развитие речи детей 5 лет.

1. Скажи по-другому (синонимы) и наоборот (антонимы). Объясните ребёнку, что существуют слова, обозначающие одно и то же.
грустный-печальный, злиться-сердиться, противник-враг. Вы будете называть слово, а ребенок – синоним. А есть слова противоположные по значению. Так, например, больной-здоровый, друг-враг, печаль-радость. Теперь задача сводится к подбору антонимов для загаданных вами слов. Поменяйтесь ролями.

2. Продолжаем предложение. Сюжет может носить как вымышленный, так и реальный характер. Взрослый начинает, а ребёнок продолжает предложение. Рыцарь вскочил на коня и …
Сегодня по дороге в детский сад мы …

3. Продолжаем рассказ. Игра схожа с предыдущей. Однако теперь можно составить совместный рассказ. Каждый из игроков произносит целое предложение.

Все родители хотят, чтобы их дети росли сообразительными, талантливыми, чтобы они смогли многого достичь в жизни. Очень важную роль здесь играет развитие речи. Игры 4-5 лет, которые перечислены в этой статье, не только раскрывают потенциал ребенка, но и прививают ему желание говорить.

Каждый ребенок – азартная натура, поэтому в игре каждому хочется выступить победителем. Не забывайте, что за правильные ответы ребенка нужно обязательно хвалить!

Материал подготовила: воспитатель Семёнова М.В.