Игровые технологии на этапе адаптации

25.11.2018, 1355 просмотров.

Современные условия общественной жизни предъявляют особые требования к развитию личности. Эти условия вносят в нашу жизнь новые коррективы, требующие от специалистов мобильности, гибкого мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению разнообразных проблем.

Нынешние дошкольники думают и чувствуют по-особенному. Психологи, педагоги, родители говорят об одном: эти дети требуют особого подхода, потому что они другие. Изменившийся мир требует другого сознания, и нам, взрослым, это сознание становится доступнее именно благодаря общению с детьми.

В концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. В образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, её готовность к самостоятельной деятельности.

В связи с этим меняются функции педагога. Теперь он уже не информатор, а организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия.

К числу современных образовательных технологий в дошкольном образовательном учреждении можно отнести:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности;
  • технологии исследовательской деятельности;
  • развивающие технологии;
  • коррекционные технологии;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • игровые технологии.

В своей работе с детьми я стараюсь использовать разнообразные инновационные технологии, направленные на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

На мой взгляд, одной из приоритетных задач дошкольного образования является успешная адаптация детей к условиям детского сада и общества.

Можно ли себе представить, каковы впечатления ребенка, впервые попавшего в детский сад? Представьте ситуацию, когда вы попадаете в незнакомый город, с путаницей улиц, наполненный своими жителями, причем все они большего роста, а есть и просто гиганты. Гиганты проявляют особый интерес, но их намерения пока неясны — добрые или не очень (поэтому на всякий случай надо быть с ними настороже). А вокруг еще 15—20 человек.

Их так много, все о чем-то говорят, бегают, иногда плачут. Согласимся, картина не из приятных. Но ведь это не что иное, как видение ситуации своего прихода в детский сад малышом. Безусловно, со временем ребенок освоится в новой обстановке, познакомится с детьми, с воспитателями, будет свободно ориентироваться в пространстве. Кто-то с первого дня почувствует себя «как дома», а у кого-то неумение освоиться в новой ситуации приведет к нежеланию ходить в детский сад.

Именно поэтому одна из задач адаптационного периода — помочь ребенку как можно быстрее и безболезненнее освоиться в новой ситуации, почувствовать себя увереннее и спокойнее.

Одним из факторов, влияющих на успешность адаптации ребенка к условиям детского сада, является умение педагога организовать педагогический процесс.

Так Выготский Лев Семенович полагал, что основным средством, позволяющим детям осваивать все более сложные социальные и когнитивные умения, является игра. В раннем возрасте происходит разделение предметно-практической и игровой деятельности детей. Игра приобретает для ребенка самостоятельное значение и самостоятельную логику развития, в ходе которого он творит свой собственный воображаемый мир. Ребенок пока не осознает, что играет: он просто действует с предметами, формирование игровых замещений осуществляется постепенно в совместной игре ребенка со взрослым. Для детей взрослый выступает как партнер по игре, образец для подражания. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же. Поэтому основная задача игр в этот период — формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. «Игры детей – вовсе не игры, а правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста», говорил Мишель де Монтель - французский писатель и философ.

Таким образом, учитывая значимость игры и возможности игровых умений и психологических особенностей детей в данном возрасте, можно смоделировать игровую технологию, которая поможет вновь поступившим в детский сад воспитанникам сделать процесс адаптации наименее болезненным.

У меня, как у современного воспитателя есть уникальная возможность взять все лучшее, что развивалось годами в области педагогики, и умножить это на современные методики, инициативность, активность жизненной позиции, целеустремленность.

Конечно, каждый педагог имеет в своей копилке определенный набор игровых мероприятий в период адаптации, но, на мой взгляд, их отдельное использование в режиме дня не даёт достаточного положительного результата. Поэтому была разработана система интегрированного применения игровых технологий в сочетании с направлениями образовательной деятельности.

Также большое значение имеет построение предметно-пространственной развивающей образовательной среды, в которой особое внимание уделяется созданию условий для психологического комфорта. Данная задача решается через использование (внесение) оборудования для снятия стресса (природное окружение – игры с водой, песком, крупами, шишками, мыльными пузырями и т.д.); пособия для снятия мышечного напряжения, для выполнения дыхательных упражнений, зона двигательной активности (в том числе создание полосы препятствий, преодоление которой доставляет массу удовольствия и формирует у детей жизненно необходимые двигательные умения, эмоциональный подъем), систематизация и оформление аудиотеки музыкальных произведений, картотеки игр для снятия эмоционального и мышечного напряжения.

Ежедневная организация деятельности, осуществляемая через создание игровых проблемных ситуаций, использование которых с одной стороны является мотивирующим моментом, с другой требует определенного умственного напряжения, когда необходимо найти выход, предложить варианты решения.

Первые игры могут быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием.

Приоритет отдаю играм, инициаторами которых являются сами дети:

игры-экспериментирования (с водой, песком, снегом, глиной):

для разнообразных и увлекательных игр использую небьющиеся сосуды разной конфигурации и объема, ложки, сита, воронки, формочки, резиновые трубочки. Дети могут купать в воде резиновых кукол, набирать в резиновые игрушки воду и выталкивать ее струей, пускать по воде кораблики и т. д. Маленькие дети часто не могут выразить свои переживания из – за отсутствия активной речи. Песочная терапия может оказаться полезной для установления взаимопонимания со сверстниками, взрослыми и новой средой пребывания в период адаптации. Так же песочная терапия стабилизирует психоэмоциональное состояние ребенка.

игры со специальными игрушками для экспериментирования (различные конструкторы);

сюжетно - отобразительные игры;

элементы сюжетно-ролевых игр (сюжет строится по ходу игры, а не планируется заранее).

театрализованные игры, игры-драматизации.

В период адаптации также использую простейшие подвижные игры и как можно чаще. Благодаря им, дети увлекаются и забывают о своих переживаниях.

Взаимодействие с семьями воспитанников является важной составляющей всего педагогического процесса в период адаптации, ведь от нашего сотрудничества многое зависит. С момента поступления ребенка в детский сад строится совместная работа, которая помогает ему быстро и безболезненно адаптироваться и влиться в детский коллектив. Только совместными усилиями могут быть решены поставленные задачи. Как строится работа с семьей?

Наряду с традиционными формами, такими, как консультации, беседы, собрания, папки-ширмы организуются практические занятия, мастер-классы, в ходе которых родители знакомятся с игровыми технологиями, практически осваивают их совместно с детьми, узнают об особенностях организации работы в группе, имеют возможность поделиться своим опытом. Для закрепления полученной информации и использования её в домашних условиях ведется рубрика «Копилка идей», в которой родителям предлагаются подборки игр, комплексы игровых гимнастик и рекомендации по их применению.

Подводя итоги с определенной долей уверенности можно сказать, что применение в работе игровых технологий повышает результативность образовательного процесса, снижает риск дезадаптации, повышает защитные силы организма воспитанников, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Совместными усилиями педагогов и родителей у детей раннего возраста период адаптации к условиям детского сада в большинстве случаев протекает достаточно комфортно, без психических нарушений в состоянии ребенка. Показателями этого служит: хороший аппетит, спокойный сон, охотное общение с другими детьми, адекватная реакция на любое предложение воспитателя, включение в совместную с педагогом деятельность, комфортное эмоциональное состояние.

Подготовила: педагог

второй младшей группы

Зырянова И.Н.