Маленькие исследователи
Дети дошкольного возраста проявляют огромный интерес к природе. Нет такого явления, объекта, живого существа, которое оставило бы их равнодушными. И кто же лучше, чем родитель, может помочь малышу открыть для себя этот волшебный мир!
Наблюдая за окружающим миром природы, ребенок учится видеть и понимать состояние другого живого существа, сочувствовать, сопереживать, заботиться. С этого начинается развитие одного из самых важных качеств человека -ответственности за все живое.
У дошколенка процесс познания происходит эмоционально-практическим путем. Ведь каждый ребенок — маленький исследователь. С радостью и удивлением он открывает для себя окружающий мир.
Эксперименты дети ставят каждый день и каждую минуту. Грамотно помогая ребенку раскрыть окружающий мир, мы не только развиваем малыша, но и формируем доверительные отношения со взрослыми.
Игры «на ходу»
Младшие дошкольники с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства («Лепим колобки», «Делаем фигурки», «Делаем дорожки и узоры из песка» и др.) Плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают самолетики.
Дети с большим интересом делают пену и пробуют ее рисовать, надувать мыльные пузыри.
Зимой малышам очень нравится вместе со взрослыми делать цветные льдинки, снег. От экспериментирования дети получают огромное удовольствие. Они обогащаются эмоционально и интеллектуально.
Не упускайте время открытий. Уже с полутора лет начинайте такие занятия и тогда, уже в три года, вам не придется объяснять, почему не стоит выливать воду на ковер или снимать рукавички на прогулке.
Мама, кто я?
У ребенка не сразу формируется правильное представление о том, кто такой человек, что значат его органы, не сразу он понимает, что строение у всех одинаковое. Очень простая игра без особых сложностей поможет ребенку себя идентифицировать.
Малышу можно предложить поиграть в игру "Нарисуй Себя". Игру лучше проводить перед большим зеркалом. Ребенок рассматривает себя в зеркале, запоминает цвет глаз, волос, обводит маркером контуры своего тела и его части, лицо и его части, т.е рисует себя в зеркале. И пусть рисунок получился не таким, как у взрослого. Для ребенка он самый красивый. Он убедился, что у него, как и у другого человека, есть руки, ноги, голова.
Познакомиться с органами чувств помогает игра-эксперимент «Наши помощники».
Вот простой ее вариант:
Подготовьте коробочку с дырочками. В нее положите нарезанный лимон и предложите ребенку его понюхать. Вот и объяснение, как работает носик и для чего он.
Дети могут экспериментировать с объектами природы, а могут и с игрушками. Важно, чтобы ребенка окружали игрушки, которые стимулируют его к исследованиям, помогают стимулировать пытливость, умение делать выводы.
Возьмите цветочный горшок, приготовьте почву и посадите туда семечко быстро прорастающего растения (овощи: горох, фасоль, лук и т.д.; цветы: тюльпан, нарцисс и т.д.), полейте водой и поставьте в теплое место. Вместе с ребенком ухаживайте за посевом, и через некоторое время у вас появится росток. Это будет закреплением знаний о воде, воздухе, понимания их значения для всего живого.
Покажите малышу настоящее волшебство природы –животворное свойство воды. Заранее срежьте веточки быстро распускающихся деревьев (ива, верба, лещина и т. д.), возьмите сосуд, на который вместе с ребенком наклейте надпись «Живая вода», расскажите малышу, какое волшебное свойство она имеет, поставьте ветки в воду.
После этого остается самое главное –наблюдать как по прошествии времени ветки оживают.
Понаблюдайте на прогулке за жизнью птиц, насекомых. Помогите малышу отметить их отличительные признаки: окраску, строение тела, звуки, которые издает живое существо.
Попробуйте вместе с ребенком сочинить сказку: где живет птица или насекомое, что ест, чем занимается в данный момент и куда направится потом. Попросите юного исследователя обязательно рассказать эту сказку дома.
Если в семье есть аквариумные рыбки, хомяк, морская свинка, попугайчик, собака или кошка, то дети получают представление об особенностях их внешнего облика, поведения. Узнают больше о жизни этих животных, их потребностях, понимают, что их жизнь тесно связана с человеком. Хорошо, если приучать ребенка считаться с отдыхом животного. Спит четвероногий друг ,и ему не надо мешать, проснется – тогда можно с ним поиграть. Наблюдения за спящими животными тоже интересны: кошка принимает самые необычные позы, собакам часто снятся сны, и они повизгивают, ворчат, перебирают лапами.
Так как ребенок постоянно находится в мире игры включает их в свои игры как партнеров. И, порой даже хорошо умея обращаться с животными, он не всегда учитывает, что они живые. В этом случае необходимо вмешательство взрослого.
Конечно, правильное обращение ребенка с животным само по себе не решит всех проблем воспитания. Но несомненно , что общение с живой природой играет важную роль в становлении личности маленького человека.
И самое главное: проведение домашних исследований и экспериментов с малышом подарят вам море положительных эмоций и незабываемых минут!
Подготовила ст. воспитатель Вантяева Г.А