БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКА.

02.05.2017, 1483 просмотра.

Нельзя ожидать от дошкольников, чтобы они сами находили безопасное решение в той или иной ситуации. Это решение им нужно подсказывать. Безопасность жизнедеятельности дошкольников, ее обеспечение должно осуществляться в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций (Хранение предметов бытовой химии, лекарств, спиртных напитков в недоступных для детей местах) и воспитание навыков безопасного поведения.

Опираясь на возрастные психофизиологические и интеллектуальные особенности детей дошкольного возраста, выделен ряд моментов, которые важно учитывать при решении данных задач:

* Вызвать у дошкольников желание соблюдать правила безопасности в доме, избегая морализации, путем познания, а не запретов.

* Обеспечить активность каждого ребенка при освоении знаний и умений безопасного поведения в домашней среде.

* Внушить ребенку, что опасности можно избежать, если вести себя правильно, при этом, не спровоцировав у него чувство робости и страха, используя имитационное моделирование угрожающих ситуаций и обучение практическим действиям с потенциально опасными предметами домашнего обихода.

* В общении с детьми использовать и закреплять такие понятия, как «опасно», «безопасно», «осторожно».

Вот несколько приемов, использование которых помогут в данной работе:

Широко используйте произведения детской художественной литературы, в том числе и специальные, для иллюстрирования детям правил безопасности от последствий шалостей. Всем известные сказки (большинство) содержат примеры нарушения героями правил безопасного поведения. Используйте эту возможность, чтобы закрепить представление детей, побеседуйте, проиграйте ситуации с ними. Можно «переиначить» эту сказку так, чтобы герои воспользовались правилами безопасности.

Дидактические игры и пособия (специально подобранные) помогут детям закрепить полученные знания об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.

Желательно использовать метод наглядного обучения, который эффективен для закрепления у детей представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушения.

Моделирование возможных опасных ситуаций на макете и в игровой ситуации, а также имитация образцов поведения – необходимый метод освоения детьми правил безопасности. «Что если… ?» Вопросы такого типа позволяют, во-первых, выявить, как ребенок, скорее всего, поступит в той или иной ситуации, во-вторых, обсудить ситуацию и скорректировать поведение детей.

Эффективен способ показа детям последствий неправильного поведения или обращения с каким-либо предметом (животным, веществом и т.п.) с помощью иллюстраций, телевизионных передач (только детских).

Тренинги (игровые) с телефоном дома необходимы для усвоения номеров телефонов служб помощи и правил поведения в конкретных опасных ситуациях.

Закрепляйте с детьми знание ими домашнего адреса, телефона, фамилии, имени и отчества родителей. Используйте примеры из личного опыта для иллюстрирования способов безопасного поведения. Каламбуры, песни, стихи помогут научить детей разнообразным сведениям о безопасности. Обучая детей правильному обращению с бытовыми предметами в процессе освоения ими трудовой деятельности, обращайте особое внимание на меры предосторожности, поддерживайте в детях заинтересованность в процессе обучения, совмещая его с шутками и забавами.

Нужно научить детей правильно падать во избежание тяжелых травм.

Учите детей убирать за собой свое рабочее место, игрушки. Порядок в доме и группе – не только для чистоты, но и для безопасности.

Целесообразно обогащение предметно-игровой среды дома объектами, имитирующими потенциально опасные предметы, а также использование макета домашней обстановки (улицы, двора, леса и т.п.) для закрепления правил безопасности дошкольников.

Ясно, что для дошкольников нужно много раз повторять устную информацию и также многократно проводить с ними практические занятия по безопасности. Используйте для этого различные методы и приемы, указанные выше.

Жизнь дается человеку только раз. Чтобы ее прожить достойно и счастливо, надо ее сохранить.

Наша задача - подготовить ребенка к будущей жизни, к встрече с различными ситуациями.

И помните: Лучший урок безопасного поведения – это пример окружающих ребенка взрослых.

Материал подготовила: воспитатель Семёнова М.В.